Анна (hudorozhkina) wrote,
Анна
hudorozhkina

Category:

Людмила Петрановская: "Мы агитируем детей жить"



Человеческий ребенок рождается зависимым, как кенгурёнок, и должен дозревать в маминой сумке. Если у ребенка нет своего взрослого, он обречен на гибель. Оставленный ребенок не «грустит» о маме, он проживает смертельный ужас, как взрослый человек перед расстрелом.

Если ребенок наелся инфантилизма взрослых, он знает, что взрослые - это как маленькие дети. Они беспомощны, они в депрессии, они не справляются с жизнью, они инфантильные, ненадежные, непредсказуемые. Часто к семи годам такой ребенок уже был вынужден усыновить своих родителей. Он умеет предсказать их настроение и желания. Странно от них ждать помощи. За ними нужно присматривать. Внутри него иерархия перевернута.
С таким ребенком нельзя ныть и жаловаться, нельзя демонстрировать беспомощность, для него это как красная тряпка для быка. Ему нельзя показывать, что вы не справляетесь с жизнью, с собой, с ситуацией. Важно, чтобы такие дети не сталкивались с беспомощностью взрослого.

Если ребенок огреб жестокого обращения, физического и морального насилия, он знает, что взрослые непредсказуемы и опасны, на них нельзя положиться, к ним нельзя придти с бедой, потому что огребешь еще сильнее. Вместо заботы они демонстрируют улыбки, а на самом деле ждут момента, чтоб ударить. Жаловаться им бесполезно, так как взрослые звереют в ответ на беспомощность, когда видят, что ребенок нуждается в защите и заботе, реагируют агрессией и насилием.
В этом случае ребенок может принять решение «пусть меня боятся, тогда меня не смогут обидеть». Он не получил защиты и заботы, ему очень страшно, поэтому он берет роль царя горы, пытается всех контролировать и всех напугать, чтобы боялись и не обижали. Если ребенок боится взрослых, ненавидит, ждет от них подставы, важно показать ему, что они безопасны, не ждут момента его ударить, унизить, обидеть, выгнать.

Если ребенок не доверяет взрослому и не обращается к нему за помощью, можно предлагать ему помощь, когда он не справляется, до того, как он впадет в отчаяние.

Если ребенок борется за власть, важно быть достаточно доминантным, авторитетным, харизматичным лидером, чтоб он принял нас в качестве взрослой особи. Не ныть, не жаловаться, не демонстрировать беспомощность, что взрослый не справляется с жизнью и собой.

Если у ребенка трудности с саморегуляцией, помочь ему конкретными подробными указаниями.

Если ребенок пережил мучительный дефицит внимания взрослых, когда ему было нужно, но не хватало, он будет всеми силами пытаться его привлечь. Это будет шут. Такому ребенку нужно оказать превентивное внимание. Встаньте рядом с ним, когда разговариваете с классом. Повторите что-то, глядя ему в глаза. Поручите ему дополнительное задание. Дайте свою любимую ручку.





Потребности и желания детей в детских учреждениях никак не учитываются, не влияют на реальность, так как все ходят в туалет, едят и отходят ко сну в одно время. У детей не формируется ощущение себя, как человека, который хочет, не хочет, намерен сделать. У них годами не возникает ситуации «я решил - я сделал», поэтому не формируется воля.

Развитие происходит из состояния покоя. Если ребенок потерял маму из виду, он прекращает познавательную активность до тех пор, пока не найдёт маму и не восстановит привязанность.

Ребенок справляется с неудачами тем, что мама контейнирует его фрустрацию. Вот он сто раз попробовал надеть колечко на пирамидку, напряжение превысило предел его фрустрационной толерантности и он идет к маме плакать. Восстанавливается и возвращается к своей деятельности. Дети, не получающие достаточно контейнирования, становятся гиперчувствительны к неудачам и даже угрозам неудач. Он разваливается, не может мобилизоваться. В школе он впадает в отчаяние от одной мысли, что задача окажется сложной, даже не пробует ее решить.

Некоторые дети в ответ на отсутствие достаточной защиты и заботы уходят в себя и замирают в развитии. Отстают от сверстников в росте, весе, навыках. Они часто не сдают картину правильной привязанности и успешно восстанавливаются в семьях.





Помогающему (приемному родителю, специалисту, волонтеру, учителю, терапевту) важно знать четыре аспекта:
1) Травма (ребенок потерял родителей, с ним плохо обращались);
2) Ресурс (иногда били, а иногда заботились, мама оставила, но бабушка взяла);
3) Генетические и конституционные особенности ребенка (тип нервной системы);
4) Решение ребенка («раз у меня такая тяжелая жизнь, буду всех ненавидеть», или «у меня тяжелая ситуация, но я постараюсь из этого что-то путное выстроить»).
Влиять можно только на ресурс. Травма уже случилась, конституционные особенности какие есть, решение ребенок принял сам, поэтому можно только вкачивать ресурс, в надежде, что чаша весов перевесит и ребенок примет новое решение. В ресурс мы можем добавлять поддержки, заботы, внимания, опыта и пр. Добавляя ресурс мы агитируем ребенка (и клиента психотерапевта) выбрать жизнь и относиться к другим хорошо. Гарантий нет, но остальное по определению невозможно.
Tags: видео, конспекты, лекции, отчаяние, привязанность, ссылки, травма, установки
Subscribe

  • Функция «мы» - четвертая функция self

    Я увлеклась статьей про четвертую функцию self - функцию «мы», функцию отношений. Стандартно в self выделяют три функции: ID - это весь…

  • Быть собой

    Размышляю по мотивам вебинара Вероники Крайновой. Как жить легче и приятнее? Ну или хотя бы более сносно? Один из способов - быть собой. Быть…

  • Сценарии жизни

    Вероника Крайнова читает курс про одиночество. Одиночество – это, в том числе, сценарий жизни. Сценарий нельзя поменять кардинально, стать другим…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments